Культура и история: Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма / В.М. Межуев. – М.: Политиздат, 1977. – 199 с. – (Серия «Актуальные проблемы исторического материализма»).

См. также:

Что такое культура? Каково теоретическое содержание этого понятия? Что дает оно для понимания человеческой истории? Вокруг этих вопросов идет острая идейная полемика. Основываясь на теоретическом наследии К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, кандидат философских наук В.М.Межуев ставит своей задачей раскрыть философский смысл проблемы культуры: становление понятия культуры в истории общественной мысли, сущность историко-материалистического подхода к анализу культуры, соотношение культуры и природы, культуры и общества, культуры и личности в историческом процессе. Особое внимание уделяется обоснованию культурной миссии социализма.

Книга рассчитана на научных работников, преподавателей и студентов, на всех интересующихся вопросами культуры.


Автор рассматривает культуру как многогранное явление, которое в реалиях XX века выступает, по его мнению, в качестве глобальной проблемы. Подчеркивает, что современный анализ культуры проводится в ситуации ее глубочайшего кризиса, когда само существование культуры поставлено под сомнение. В работе рассматривается история становления идеи культуры: культура в контексте гуманистики Ренессанса и Нового времени, когда гуманизм связан с рационализмом, с «открытием» человека нового типа, осознавшего, что он способен мыслить сам. Просвещение XVIII века соединяет идею развития со становлением социально-исторической практики, выясняя место разумного естественного человека в социуме, прежде всего, в буржуазном государстве. Автор рассматривает основные вехи развития классической концепции культуры: учения Руссо, Канта, Гегеля, Маркса. Вместе с тем монография знакомит читателя с неклассическими теориями культуры: с неокантианской традицией (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), с культурной антропологией Э. Тайлора и Б. Малиновского.

Анализируя человеческую природу культуры, В.М. Межуев использует деятельностный подход, в рамках которого культура предстает как саморазвитие человека. Пространством этого саморазвития выступает человеческая история, поэтому культура рассматривается в монографии как исторический процесс. Такой подход позволяет автору избежать однозначного аксиологизма в понимании культуры и исследовать ее конкретные противоречия, становящиеся и развивающиеся в реальном историческом процессе. Автор показывает, что исторический подход к культуре ни в какой мере не противоречит ее общетеоретическому анализу. Эта идея обосновывается в полемике с К. Поппером.

В работе анализируется взаимодействие культуры и природы, показывается, что культура не противостоит природе, а является формой выражения человеческого отношения к природе, способом человеческой связи и единства с ней. Вместе с тем, не всякое отношение человека к природе может быть охарактеризовано как культура.

В монографии ставится вопрос о соотношении понятий культуры и общества. Автор не согласен с трактовкой культуры как части или функции общества. С точки зрения В.М. Межуева понятия культуры и общества в некотором смысле совпадают: речь идет о том, что производство культурного человека возможно только в цепи целостного производства человеком всего богатства его общественных отношений, т.е., общества как такового. Конечно, единство культуры и общества носит конкретно-исторический характер, и капитализм играет непреходящую роль в становлении этого единства. В работе исследуются характеристики культуры социалистического типа.

Оглавление:

Введение
Глава I. У истоков проблемы

1. Культура в контексте рождающегося буржуазного сознания
2. «Естественный человек» перед лицом цивилизации
3. Моральная ценность культуры
4. Буржуазный «дух» на пути к абсолюту
Глава II. Принципы подхода
1. Культура как деятельность человека
2. Культура как саморазвитие человека
3. Культура как историческая категория
Глава III. Культура в границах человеческой «предыстории»
1. Природа и культура
2. Общество и культура
Глава IV. Культурная миссия социализма
1. От культуры буржуазной к культуре социалистической
2. Социалистическая культура и личность