В своем неприятии существующей действительности Маркс руководствовался идеалом свободной и разумной индивидуальности,

Тотальное отрицание марксизма столь же лишено смысла, как и его признание в качестве вечной и абсолютной истины. То и другое, на мой взгляд, есть лишь рецидив тоталитарного мышления, от которого мы так хотим сегодня избавиться.

Неправильно видеть в Марксе лишь ученого-экономиста и революционера, стремящегося радикальными средствами сменить один социальный строй на другой, лучший и справедливый. Революционный радикализм Маркса заключал в себе не только отрицание буржуазной  экономики и государства (во имя создания новой экономической и политической системы), но и отрицание экономической и политической (государственной) сферы в качестве определяющих основ человеческой жизни. Маркс отнюдь не был апологетом того исторического состояния, при котором экономика в союзе с политикой определяет собой остальные (в том числе духовные) стороны общественной жизни. Наоборот, он был последовательным критиком этого состояния.  Он считал, что оно лишь одна из форм несвободы и отчуждения человека от самого себя: власть экономики над человеком как бы резюмирует и обобщает в себе все остальные исторически предшествующие ей формы власти. 

По мысли Маркса, свобода человека не может быть полной, пока сохраняется не только его личная зависимость от господствующей идеологии и государства, но и чисто экономическая детерминированность его поступков и действий. По Марксу, экономический детерминизм — не историческое достижение общества, а его исторический недостаток, свидетельствующий о том, что общество находится еще в фазе «предыстории», а не подлинной истории. В своем неприятии существующей действительности Маркс руководствовался идеалом свободной и разумной индивидуальности, усматривая полную несовместимость этого идеала с обществом, преследующим цели экономической рациональности и эффективности. 

Возможно, с точки зрения сегодняшнего дня, Маркс ошибался, слишком резко противопоставляя человеческую свободу и экономическую эффективность, основанную на рыночных механизмах хозяйствования. Но важно то, что главным, решающим аргументом в оценке действий и последствий этого механизма были для него все-таки интересы свободной человеческой индивидуальности. В этом смысле Маркс целиком принадлежит европейской культуре, выражает ее дух и ценности. Иное дело, что предложенные Марксом способы, пути реализации защищаемых им гуманистических идеалов сегодня уже во многом устарели, особенно в той их части, где допускается применение насилия, принуждения в любой форме — классовой, политической, партийной и т. д.

* Из стенограммы выступления В.М. Межуева // Опубликовано в книге  «Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия:1985-1995». М.: Школа Культурной политики, 1996 , с.102-103