Альтернативой интеллигентской оппозиции власти является не власть интеллигенции, а ее интеллектуальная и творческая свобода.

Проблема отношения интеллигенции к власти есть проблема общества, где власть несовместима  с политической свободой и гражданскими правами. 

В условиях, когда большинство населения практически отстранено от участия в политической жизни, политически неразвито и пассивно, какая-то часть образованных людей — в XIX в. их называли интеллигенцией — берет на себя функцию политической оппозиции власти, претендуя при этом на общенародное представительство. Такой проблемы нет в демократическом обществе: в нем отношение интеллигенции к власти ничем не отличается от отношения к власти всех остальных людей, голосующих на выборах. …Ставшая духовной основой современной демократии интеллектуальная культура XX в., базируется на принципах идейного плюрализма и относительности любого идеологического поиска,  на правомерности разных систем ценностей.

Пока интеллигенция находится в идейной оппозиции к недемократической власти, выражая эту оппозиционность в литературном творчестве, публицистике, общественно-политической мысли и т. д., оказывая воздействие на общественное сознание своего времени, ее огромная позитивная роль не вызывает сомнения. Опасность для общества возникает там и тогда, когда интеллигенция в качестве носителя и пропагандиста определенной идеологии начинает претендовать на роль не только оппозиции власти, но и на саму власть, видя в этом средство осуществления своих идей — причем без учета того,  насколько  общество  готово их принять. 

…Российской интеллигенции, всегда передовой по части идей, катастрофически не хватает политического реализма, умения здраво судить о степени соответствия этих идей наличным условиям и обстоятельствам. Это составляет сильную черту интеллигенции, пока она ограничивает свою активность духовной сферой, — но  ее преданность определенной идее, ее возвышенный романтизм и идеализм, в политике часто оборачивается прожектерством и доктринерством, идеологической нетерпимостью к инакомыслию и стремлением к реализации своей собственной идейной программы с помощью насилия и террора.

…Альтернативой интеллигентской оппозиции власти является не власть интеллигенции, а ее интеллектуальная и творческая свобода. Отстаивая перед властью свое право на такую свободу, интеллигенция намного больше способствует делу демократии, чем, если бы сама стояла у власти. 

Между желанием власти и желанием личной и творческой свободы пролегает граница, отделяющая ту часть интеллигенции, которая ответственна за тоталитаризм и развал страны, от той, которая составляет гордость русской культуры. Первые всегда «бесовствовали» на Руси, вторые, трудясь на ниве образования, просвещения, науки и искусства, способствовали ее духовному развитию процветанию. 

Отсюда двойственное отношение к интеллигенции и различные, порой прямо противоположные ее оценки.

*Из стенограммы выступления В.М. Межуева // Опубликовано в книге  «Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия:1985-1995». М.: Школа Культурной политики, 1996 , с. 318-321